Рисование на стекле

Содержание

Роспись по стеклу

Роспись по стеклу привлекательна уже тем, что для этого не нужно быть большим художником! А область применения этой техники позволит Вам не только создавать оригинальные картины и рамки в витражном стиле, но и дать новую жизнь всем тем старым стеклянным стаканам, рюмкам, графинам, бутылкам и флаконам, которые есть в каждом доме.

Стекло — замечательный материал, играющий важнейшую роль в интерьере наших домов. Оно может выполнять множество функций и поэтому выступает в самых разных формах; постоянно сопровождая нас в быту. Еще в античные времена ремесленники расписывали зеркала или стекла и украшали множество предметов стеклянной утвари. Они пользовались красками, которые со знанием дела сами изготавливали, смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла. Сегодня продаётся множество специальных красок по стеклу.

Нам понадобятся:

— хорошо освещённое место

— идеально ровный (установленный строго горизонтально) стол

— краски (очень жидкие). После нанесения на поверхность стекла они могут нежелательным образом стекать, следуя наклону столешницы

— для эскизов и рисунков: тонкая бумага для рисования; калька; фломастер с тонким кончиком; цветные карандаши; ластик для стирания карандаша; линейка с миллиметровыми делениями; фломастер со сверхтонким кончиком для рисования на стекле; бумажная клеящаяся лента; копировальная бумага

— для нанесения свинца: тюбик контурной пасты, например это может быть Piombo imitazione (Имитация свинца) фирмы «Феррарио»; пачка зубочисток; бритвенное лезвие; плаcтиковые тарелки; булавка

— для раскрашивания: набор круглых кисточек; набор прозрачных красок, включающий как минимум базовые цвета: белый, чёрный, жёлтый, красный, коричневый и лазурный; флакон бесцветного лака; флакон специального разбавителя для красок если нужно; пластиковые блюдца; несколько полотняных тряпочек, которые не оставляют ворсинок;  кистемойка

— для очистки: состав для обезжиривания стекла; антистатический состав для чистки плексигласа; хлопковая тряпочка, не оставляющая ворсинок.

Живопись по стеклу создается, по сути, двумя материалами: сначала контурной пастой, которая имитирует эффект свинца, и потом краской, прозрачной — для стекла, и для холодной росписи керамики. Использование определённой краски может даже изменить функциональность предмета. Контурная паста выпускается в тюбике, выдавливается через насадку, образуя на стекле контур, который после затвердения будет служить границей для краски и защищать её от внешних воздействий. Краска, которая будет наноситься кисточкой, надёжно схватываясь со свинцовым контуром, обеспечит прочное соединение обоих материалов с основой. 

Свинцовый контур — видимый и эстетически значимый элемент, хорошо узнаваемый и типичный; поэтому нужно выбирать рисунки, изначально созданные в стиле данной техники и по возможности упрощённые. Он напоминает витраж.

После выбора рисунка необходимо очистить основу антистатиком, чтобы удалить загрязнения с поверхности и обеспечить максимальную прочность сцепления со свинцом.

Как пользоваться контуром по стеклу

Откройте тюбик и, проделав отверстие, выдавите немного свинца на пластиковую тарелку, чтобы удалить, возможно, скопившиеся в тюбике лишние воздух и масло. Иногда в насадке может застыть немного пасты, которая будет препятствовать дальнейшему выходу состава наружу. В этом случае удалите застывший свинец, отвинтив насадку и вставив булавку изнутри в направлении выходного отверстия.

Контуры "Decola", например, на основе водной акриловой дисперсии предназначены для создания объемных рисунков на различных поверхностях, таких как металл, дерево, керамика, стекло, пластик, ткань, холст.

Чтобы обеспечить равномерный выход свинца из тюбика (без необходимости сильно давить пальцем, напрягая тем самым кисть), подкрутите складку внизу тюбика, стараясь всегда держать тюбик под давлением. Теперь свинец готов к использованию.

Контур не должен быть ни слишком тонким, ни сплющенным, ни прерывисто-ломаным. Благодаря навыку вы будете создавать из свинца контур, похожий на круглую проволоку средней толщины. 

Правильное положение тюбика в руке: горизонтальное на среднем пальце до изгиба кисти между указательным и большим пальцами. Придерживайте его указательным пальцем, чтобы не упал. Работать здесь будет большой палец, регулируя нажимом выход свинца. 

Чтобы кисть не дрожала, а запястье и мышцы руки не напрягались, на стол следует опираться всем ребром кисти и предплечьем до локтя, чтобы получался единый рычаг, который перемещался бы, скользя по рабочей плоскости.

Теперь нужно снять с тюбика колпачок и подушечкой пальца другой руки очистить кончик насадки, который должен всегда оставаться совершенно чистым, иначе остаток свинца может изменить направление выходящего материала .

Определите точку, с которой хотите начать. Держите тюбик слегка приподнятым над стеклом и начинайте осторожно нажимать на него, выдавливая свинец так, чтобы он ложился сверху, и одновременно двигайте кистью и рукой, стараясь закрыть пастой линию рисунка. Когда необходимо остановиться, перестаете сжимать тюбик за мгновение до достижения выбранной точки, чтобы на стекло лёг последний отрезок свинца, оставшийся в насадке. 

Если хотите продолжить работу и замкнуть контур рисунка, снова начинайте нажимать на тюбик, опуская начало валика свинца на окончание контура. Таким образом вы получите однородный контур без лишнего расхода материала. Если в результате образовался «наплыв» из свинца, возьмите зубочистку и осторожно разнесите в разные стороны излишек материала до исчезновения «наплыва». Если свинец не попал на линию, опять воспользуйтесь зубочистками, чтобы подправить контур, сдвинув его на нужную линию. 

Эту операцию следует выполнить сразу, потому что через 5 минут свинец начнет затвердевать и после этого его нельзя поправить, разве что полностью удалить неправильный фрагмент контура (с помощью лезвия) и заново переделать. Во время работы важно не спешить: чем медленнее движется рука, тем более аккуратной получается линия контура. Если же будете действовать быстро или резко, валик станет неоднородным и не сможет образовать нужного барьера для сдерживания краски. 

Доведите контур рисунка, работая спокойно и непринужденно. Когда контур закроет весь рисунок, оставьте работу на 5-6 часов, не меньше, чтобы свинец достаточно затвердел и можно было раскрашивать. 

Прежде чем приступать к раскрашиванию стекла, необходимо провести несколько испытаний цвета на эскизе с помощью цветных карандашей. Ведь чтобы определить, как будет выглядеть наш рисунок, мы должны знать, какую рельефность желательно ему придать.

Контуром можно просто, без последующей росписи, подписать бутылочки для специй, баночки, и т.п. — получается оригинально, красиво, и потом удобно пользоваться. Можно дополнить роспись приклеиванием бусин и т.п. на суперклей, они хорошо держатся.

Как пользоваться прозрачной краской для стекла

Чтобы раскрасить рисунок с уже нанесёнными контурами и свинцом, на рабочем столе размещаем несколько баночек с прозрачными красками для стекла. Кроме того, потребуются баночка бесцветного лака для стекла и несколько кисточек. Теперь нальём разбавитель в кистемойку, которую будем держать под рукой, и, наконец, сможем приступить к работе.

1. Наливаем на поверхность стекла немного состава для обезжиривания. 

2. Протираем её сухой тряпочкой, не оставляющей ворсинок. 

3. Чтобы получить переход цвета, видимый с обеих сторон стекла, сначала подготовим колера, которыми будем работать. Если нужен более светлый оттенок, добавим в краску немного бесцветного лака (около половины объёма). Каждый колер наливаем в отдельную ёмкость. 

4. Тщательно перемешаем колер кисточкой до получения однородного оттенка, затем оставляем на несколько минут, чтобы исчезли воздушные пузырьки, которые образовались при перемешивании.

5. Обмакиваем кончик кисточки и испытываем краску на пробном кусочке стекла, чтобы проверить, получена ли требуемая интенсивность. Если оттенок колера подходит, мы можем начинать работу. 

6. Обмакнув в краску кисточку и покрутив её, чтобы сплотить волоски, возьмём немного краски на кончик и нанесём её на стекло так, чтобы цвет начал распределяться от края линии свинца. Работаем осторожно, кисточка должна едва касаться поверхности. 

7. Для передачи цветовых переходов берем несколько красок одновременно, нанося их рядом одну за другой и осторожно размывая кистью места перехода между разными цветами, чтобы свести на нет границу и получить их взаимопроникновение. 

8. Если после нанесения краски на её поверхности появится воздушный пузырёк, убираем его с помощью зубочистки или кончиком совершенно чистой кисточки. 

9. Теперь надо приподнять стекло, держа его горизонтально, чтобы проверить на просвет, не осталось ли где-нибудь «пустых» участков. Для уверенности в идеальной прочности рисунка мы должны наносить краску так, чтобы она полностью прилегала к линии свинца. Примерно через двое суток краска высохнет окончательно, и работу можно вставить в подходящую рамку.

Как пользоваться краской для холодной росписи керамики

Используя краски для стекла, мы до сих пор расписывали предмет, применяя только разные градации одного цвета, или, располагая рядом друг с другом разные хроматические тона, для получения светотени.

Теперь же будем пользоваться палитрой эмалей, которая позволит писать в классической манере, с эффектами естественных цветовых переходов.

Краски для холодной росписи керамики — это глянцевые эмали насыщенного и яркого тона, созданные для обеспечения кроющего эффекта. Серия состоит из тонов, которые могут смешиваться между собой, и бесцветного лака, жидкости, которая при смешивании с эмалью делает её полностью или частично прозрачной.

Это краски двойного назначения: как кроющие они видны в отсутствие подсветки, как прозрачные — при подсветке сзади.

Для росписи воспользуемся круглыми кисточками из синтетического волоса и разбавителем  для размягчения и очистки кисточек. Приступая к работе этими эмалями, мы используем рисунок, контур которого очерчен свинцом. Так же как и в красках по стеклу, готовим колера и для светлых оттенков, добавляем до 50 % бесцветного лака. Тщательно перемешиваем большой кистью № 6 и оставляем отстояться, чтобы исчезли воздушные пузырьки.

Делаем пробу двух цветов в углу пластинки, потом поднимаем её и смотрим на просвет, проверяем, чтобы краски имели одинаковую степень прозрачности. Перед началом очищаем стекло обезжиривающим составом.

Для росписи мелких элементов берём очень тонкую кисточку № 00 или 01. Естественно, время от времени надо поднимать стекло, всякий раз в горизонтальном положении, чтобы проверить на просвет, не осталось ли где-нибудь «пустых» участков, особенно около свинцовых контуров. В. Для придания фрагментам росписи определённой фактуры, например эффекта оперения птицы или шерсти медвежонка, надо подождать минут 5-7, потом снова работать с эмалью, нанося кончиком кисточки № 01 быстрые короткие мазочки.

Необходимо помнить, когда будем пользоваться белилами или их смесями с другими красками: чтобы получить примерно такую же прозрачность (как у краски без белил), надо добавлять в колер вдвое больше бесцветного лака. Готовую работу, прежде чем ставить вертикально, следует выдержать не менее двух часов в горизонтальном положении. Полная сушка займет двое суток, после чего картину можно вставить в раму. Для перехода эмали в стеклообразное, исключительно твердое состояние потребуется примерно 20 дней.

Рельефная паста

Рельеф-паста (контур) для стекла и керамики дает возможность легко нанести витражный рельеф прямо из тюбика с тонким носиком. 

Работать с контурами очень просто. Рельеф наносится из тюбика, не пахнет, до высыхания легко смывается водой. Не требует закрепления обжигом. Вы можете наносить контур по трафарету, или подложив рисунок под стекло.

После полного высыхания (около 3 суток) рельеф устойчив к мытью даже в посудомоечной машине (в режиме "стекло" при температуре до 50 градусов). 

Вы сможете декорировать этими контурами вазы, чашки, бокалы, тарелки, зеркала, окна веранды, елочные шары из прозрачного пластика. Контуры на водной основе, без запаха, ложатся не только на стекло, но и на другие поверхности. Поэтому их можно использовать в качестве универсальных акриловых контуров в любом декоре и и точечной росписи (технике пике).

Как расписывать цветное стекло

Чтобы придать индивидуальность заурядному тёмно-зелёному стеклянному блюду, можно использовать, например, рисунок кустика белых ромашек, которые дадут яркий контраст с фоном.

Нарисовав или выбрав рисунок, мы точно скопируем его тонким фломастером на лист кальки. Для переноса контуров на стекло воспользуемся копировальной бумагой для шитья.

Наложим кальку на выбранное место на блюде, стараясь расположить рисунок на равном удалении от краёв, затем закрепим его в верхней части клейкой лентой так, чтобы его можно было приподнять и подложить под него копирку. Теперь скопируем рисунок с помощью тонкой ручки.

По окончании копирования, прежде чем убрать копирку и кальку, приподнимаем их, чтобы удостовериться, что не пропущены какие-либо детали рисунка.

Чтобы нанести свинцовые контуры и не стереть рисунок, будем прикрывать его листом бумаги. Нанеся контуры, оставим их сохнуть минимум на сутки. Затем до начала росписи тщательно очистим рабочую плоскость и контуры обезжиривающим составом.

Потом приступим к раскрашиванию красками для керамики, используя их в чистом виде, с кроющим эффектом.

Рисование на стекле

Чтобы придать цветку движение, сначала напишем лепестки, чередуя белый цвет с серым жемчужным, который получается при смешивании белого с капелькой чёрного.

Затем перейдём к венчику, который будем раскрашивать красным тёмным и жёлтым тёмным. Начав с какого-нибудь места у внешнего края, кисточкой № 04 напишем тёмнокрасным тень в форме полумесяца.

Тщательно вымыв кисточку в разбавителе, заполним оставшуюся часть жёлтым и аккуратно сформируем плавный цветовой переход, не слишком нажимая на кисточку. В результате получим жёлтый венчик, оттенённый красно-оранжевым.

Для рисунка формы листьев берем разные оттенки зелёного, которые будем готовить минимум в четырех разных блюдцах. В первое нальём зелёного светлого (тёмный тон); во второе к зелёному светлому добавим немного жёлтого; еще больше жёлтого нальем в третье блюдце и ещё больше в четвёртое. Размешаем каждый колер и подождём несколько минут, пока не исчезнут воздушные пузырьки.

Начнём с листьев на втором плане, которые напишем чистым зелёным светлым и размоем жёлтым тёмным. Потом перейдём к листьям на первом плане, чередуя между собой три более светлых зелёных тона, размывая их жёлтым. Тем же способом можно расписывать черенки, используя более светлые тона в верхней части рисунка.

Оставим работу сохнуть минимум на двое суток.

Ромашки — очень нарядный декор, который можно использовать для украшения и других предметов, например, кожаной записной книжки, глиняной тарелки, керамической чашки или деревянных часов.

Витражная роспись по стеклу – это самостоятельная технология создания на стекле живописных картин. Как и живопись вообще, живопись на стекле позволяет прорисовать самые мелкие детали, добиться тончайших цветовых переходов, максимально реалистично передать объем и форму. Работа может ассоциироваться в итоге с акварельным рисунком, на котором просматриваются сотни цветовых переходов и который поражает особой легкостью форм.

Получившаяся прозрачная картина будет переливаться в лучах солнечного или электрического света, создавая неповторимое ощущение.

История развития витражной росписи по стеклу

Витражное стекло имеет длительную и разнообразную историю. Современные художники студии "Стеклосфера" и технически, и духовно являются наследниками мастеров, оставивших в веках огненные всполохи витражных картин. Эволюция росписи на стекле связана с развитием технологий изготовления листового стекла и красок для рисования, а также с духовными исканиями человечества, изменением мировидения и местом религии в жизни общества. Витражное стекло появилось с того момента, как научились изготавливать листовое стекло, явившееся основой для этого вида искусства. Этот рывок в витражном деле произошел в 10 веке. До этого окна декорировались мозаикой разных цветов, но у этого материала был свой недостаток: ей было недоступно изображение мелких деталей, полутонов, светотеневых эффектов. Витражная же роспись, или живопись на стекле, позволяла не только добиться этих качеств изображения, но и значительно разнообразить сюжеты. Если ранее витражные окна были украшены в основном орнаментами, теперь на них появляются фигуры людей, животных, птиц.

Первым красочным составом, который наносили на стекло, стал так называемый шварцлот. Эта краска состояла из окислов меди и железа с добавлением легкоплавкого стекла. Замешивали порошок на вине, воде или масле, после чего кистью наносили рисунок на стекло. Получавшийся оттенок был темно-коричневым. Готовую роспись отправляли в печь на обжиг, чтобы надежно закрепить роспись, ведь витражному окну предстояло выдержать и перепады температуры, и осадки, и ветер, и механические воздействия.

Новый этап в витражной росписи начался в 14 веке. И опять на ситуацию повлияло изобретение более качественного прозрачного листового стекла, роспись на котором выглядела по-иному. В этот же период появились и новые краски, основой для которых были окислы серебра. Живопись на стекле отличалась тем, что ей было доступно изображение святых и библейских персонажей. Витражная роспись получала все большее распространение, так как витраж использовался в средне века и до поздней готики именно в культовых зданиях, для которых такие изобразительные возможности было сложно переоценить.

Следующим шагом в развитии витражной живописи явилось усложнение композиций, появление многофигурных сцен, передававших динамические сюжетные линии библейских текстов.

Эпоха Возрождения внесла в витражное стекло перспективу и объем. Витражные изображения теряют примитивность и становятся все более реалистичными.

В 18-19 веках после длительного периода невостребованности витражной росписи и витража вообще для этого уникального искусства наступила эпоха расцвета. Технологии уже позволяли изготавливать большие стекла отличного качества.

Сегодня роспись переживает очередной подъем, так как из церковных зданий и светских присутственных мест она перешла в жилища людей и прочно обосновалась здесь. Причем модификации росписи по стелу уникальны в каждом отдельном случае.

Витражная роспись в современном интерьере

Сегодня не существует ограничений в выборе основы под роспись. Если имеется стеклянная поверхность, значит, она может быть расписана.

Чем можно рисовать на стекле?

Окна, двери, потолки, межкомнатные перегородки, фасады, витрины, лестницы, настенные панно, лампы, светильники, плафоны люстр, мебель, зеркала, шкафы-купе, зимние сады, декоративные ширмы – все это может быть украшено витражной росписью. Большой популярностью пользуется роспись предметов декора: ваз, бутылок, подсвечников, стаканов, тарелок и т.п. Вообще расписное стекло в интерьере разнообразит его и делает воистину уникальным. Интерьерная роспись по стеклу создаст в вашем доме особенное настроение, неповторимую атмосферу, сотканную переливов из цвета и света.

Когда речь идет о росписи, нужно понимать, что главную скрипку здесь играет талант и личность художника. Важно, насколько он профессионален, талантлив, насколько умеет слышать заказчика и стремится воплотить его запросы в реальность. Мастер должен быть воистину виртуозен, ведь работа над витражной росписью идет как бы вслепую, так как итоговый вариант можно будет увидеть лишь после обжига: краска раскрывается лишь тогда, когда витраж уже достают из печи.

Преимущества витражной росписи

Роспись дает большой простор для художественных экспериментов, в этом виде витражного дела практически нет ограничений по выбору сюжета, ведь кисти художника доступны любые цветовые переходы, любые формы и линии, сложная детализация и фактурность.

Витражная роспись отличается тем, что ее основа – цельное стекло. Этот факт определяет многие практические и функциональные преимущества выбора именно росписи, а не традиционного витража. Так, стекло-основу при необходимости можно бронировать, защитив себя и своих близких.

Роспись во многих случаях более приемлема, чем наборный витраж в силу своей практичности. Например, в дверных проемах, на самих дверях, где постоянно идет механическое воздействие на витраж при открывании и закрывании двери, при задевании витражной поверхности, в приоритете будет именно роспись, причем на толстом каленом стекле, так как наборный витраж слишком уязвим.

Если вы выбираете витражное стекло для окон, то следует знать, что роспись на цельном стекле будет менее теплопроводной, а значит, даст возможность сохранять тепло в вашем доме.

Если традиционные витражи на паяной основе стилистически иногда бывают слишком яркими для некоторых сдержанных интерьеров, то роспись можно великолепно вписать в обстановку любого жилища.

Минусов у живописи на стекле практически нет: современные краски и материалы позволяют художникам студии "Стеклосфера" сделать роспись максимально долговечной.

Однако надо понимать, что особенность работы с керамическими красками состоит в том, что последним этапом процесса является обжиг при высоких температурах. Результатом обжига становится спекание краски со стеклом, эти два компонента становятся единым целым. Побочным эффектом этого процесса становится некоторое изменение яркости и чистоты цвета. Кроме того, на стекле остается чрезвычайно тонкая, практически незаметная глазу пленка, напоминающая собой патину и фактически являющаяся результатом окисления металлов, содержащихся в красках.

Роспись по стеклу маленькое волшебство своими руками

Роспись стекла – волшебное искусство, доступный способ привнести таинственность готических соборов в свой дом. Секрет его всегда был доступен только мастерам, но к счастью в настоящее время интерес к росписи стекла возрождается.
Это оригинальное хобби волшебная сказка, когда обычная бутылка, как Золушка на балу, может превратится в изящный стройный подсвечник. А также быстрый способ создания красивых неординарных подарков и дополнительная возможность получения дохода.

Краски для росписи стекла

Все необходимое, что требуется для занятий росписью стекла, сейчас легко купить в магазинах для художественного творчества или даже в канцтоварах. Даже если вы начинающий дизайнер, лучше сразу выбирать материалы высокого качества, чтобы не разочаровываться в творчестве. Кроме того, высококачественная краска ровнее ложится, а хорошие кисти не оставляют мелкие ворсинки.

Краски для росписи стекла можно разделить на несколько категорий.
— Краски на водной основе. Разводятся водой. С них лучше всего начинать осваивать роспись. Пример – краски из серии Hobby Line. По фактуре краски этой серии матовые, легко и равномерно растекаются, и в отличие от других материалов, быстро высыхают. Кисточки после работы также промываются водой.
— Краски на основе растворителя. Разводятся уайт-спиритом, поэтому важное условие работы с ними – проветриваемое помещение. Соответственно, имея маленького ребенка, надо хорошо подумать организацию рабочего пространства при работе с ними.
— Для росписи посуды, которая будет использоваться в обиходе, применяют керамические краски, после нанесения которых изделия обжигаются в духовом шкафу.
— Пленочные краски – удобны для кратковременного декорирования отдельных предметов (например стекла окон перед Рождеством), после высыхания таких красок отслаиваемый рисунок можно впоследствии перенести на другую поверхность.

Для витражной росписи стекла применяется свинцовая лента, которая продается в бобинах, клеится с помощью липкого слоя на поверхность и позволяет вырезать детали любой, самой причудливой формы.

Более простой, но не менее эффектный способ витражной росписи – использование тюбика с цветной пастой, позволяющего рисовать разделительные контурные линии на поверхности стекла, так называемого аутлайнера.
Если не нужна явно выделенная граница, но и краска не должна растекаться, используют обычную малярную ленту. Она позволяет избежать попадания краски на поверхность, которая должна остаться прозрачной.

Кисти лучше использовать колонковые или беличьи, толщина их выбирается в зависимости от рисунка.
В работе вам могут еще понадобиться копировальная бумага и фломастер для нанесения рисунка на поверхность, палитра, ватные палочки и зубочистки для убирания лишних капель, декоративные посыпки для украшения рисунка, лак для закрепления краски и др.
Предметы для росписи стекла могут быть совершенно различные, и не обязательно стекло должно быть бесцветным.

Техника росписи стекла

Если описать одну из наиболее простых техник росписи стекла кратко, то она состоит в следующем.
— выбирается трафарет с четким рисуном, переносится на стекло;
— аутлайнером прочерчиваются контуры рисунка на стекле;
— поочередно закрашивается каждым цветом свой участок, давя просохнуть предыдущей краске;
— при необходимости – рисунок завершается дополнительным декорированием аутлайнером (точки, волнистые линии и т.д.);
— в зависимости от используемого вида краски изделие просушивается, обжигается или рисунок покрывается лаком.

Рекомендации при росписи стекла как бизнесе

Приобретение заготовок.
Изделий с причудливыми и, наоборот, стандартными формами из прозрачного стекла в продаже сейчас выбор большой. Начиная от ассортимента магазина Икея до небольших стеклодувных мастерских. При покупке выбирайте такие заготовки, которые имеют гладкую ровную поверхность, чтобы наносимая краска ложилась без погрешностей.

Дизайн.
Традиционные цветочные композиции на расписанных вазах красивы, но привычны, радуют взгляд, но не всегда мотивируют купить. Попробуйте время от времени отходить от цветочной классики, работая к примеру в этнических мотивах.

Также в помощь вам при поиске оригинальной идеи для росписи могут быть дизайнерские сборники орнаментов (есть в Интернете), например в стиле Арт-Нуво. А если вам удастся найти книгу с рисунками настоящих витражей, ваши изделия найдут клиентов сразу же.

Логотип компании тоже может стать источником вдохновения.

Витражные краски: состав и правила использования

В сочетании с абстрактным рисунком, он вполне уместно будет смотреться и на стеклянной кружке, и на вазе, и на графине для воды. А это уже бизнес-стиль, который можно предложить для оформления и для презентаций какой-либо успешной компании вашего города.

Что такое витраж?

Витражная роспись — это процесс нанесения краски на стекло или керамику. Первые витражи зародились сотни лет назад и на протяжении всей своей истории то теряли, то вновь обретали популярность. В данной статье мы подробно расскажем о том, как зародилось и развивалось витражное искусство, а также детально опишем технологию создания витража.

История витражной росписи 

Первые витражи, судя по найденным письменным источникам, появились в XII веке. Для их создания использовалась специальная краска, состоящая из смеси меди и железа со стеклом. Ее разбавляли и использовали для рисования по стеклу.

В Средние века витражная роспись была только в храмах. Яркие отблески и игра цвета погружали людей атмосферу таинственности и благоговения. Готический стиль также развивал витражное искусство-увеличение оконных проемов и создание новых круглых окон, позволило художникам по стеклу проявить всю свою фантазию и богатое воображение.

На Руси витражная роспись не пользовалась популярностью по двум причинам:

  1. Церковь запрещала рисовать библейских персонажей на стекле.
  2. Промышленность на Руси отставала от европейской.

Вскоре, витражная роспись перестала быть исключительно церковной. Эпоха Возрождения стала для витражного искусства пиком популярности. Ее заказывали для украшения светских зданий и домов зажиточных горожан.

Однако, слава витража была недолгой. Религиозные войны 16 века, а после и эпоха Просвещения повлияли на его спрос. В то время искусство стремилось к прозрачности, а витражные окна в церкви наоборот затемняли помещение. Поэтому все те немногие витражи, что остались после после военных действий уничтожили, а на их место поставили обычные стекла.

XVIII и XIX века возродили искусство витража. В России также начали им интересоваться. Однако, уровень развития промышленности до сих пор не позволял создавать витражи.

По этой причине для украшения Исаакиевского Собора в Германии был заказан витраж с образом Спасителя, который до сих пор считается одним из красивейших в мире.

В середине XIX века Император Николай I приказал построить стеклянный завод и с тех пор витражи стали создавать и в нашей стране.

В XX веке интерес к витражам снова угас. Виной тому стиль модерн, который тяготел больше к искусству панно, чем к росписи по стеклу. Однако, конец XX века возродил витраж, и он до сих пор остается одним из самых популярных видов декора.

Где используется витраж?

В современных интерьерах витраж имеет довольно широкое распространение. Это связано прежде всего с его эстетическими характеристиками.

Рассмотрим основные виды витражей в интерьере:

  1. Оконные витражи. Их история насчитывает сотни лет, однако свою популярность они до сих пор не утратили. Оконный витраж создает уникальную игру светотени, которая, меняясь в зависимости от солнечного света, придает окружающему пространству новый, неповторимый вид.
  2. Потолочные витражи-уникальный элемент в интерьере квартиры. Такие витражи придают яркий и праздничный вид, создают уют в доме.
  3. Различные витражные конструкции, например декоративное панно, являющееся в интерьере не только элементом декора, но и способом скрыть некоторые дефекты квартиры.
  4. Декоративные витражные перегородки. Такие перегородки, особенно в просторной комнате, служат отличным решением вопроса о зонировании пространства.
  5. Витражные аксессуары, такие как лампы, зеркала, ширмы заметно освежают интерьер, позволяя создать свой собственный, уникальный дизайн.

Однако, профессионально сделанные витражи стоят достаточно дорого. Что же делать, если финансовые возможности ограничены, а иметь красивое украшение все же хочется? Современная лакокрасочная промышленность предоставляет широкий ассортимент товаров для создания витражей своими руками.

Витражная роспись для начинающих

Итак, Вы решили украсить стеклянную поверхность красивым замысловатым узором. Глубоких знаний о технологии и способах создания росписи на стекле Вам не потребуется. Для создания по-настоящему красивых и ярких витражей прежде всего необходимо потренироваться, сделав две-три пробные композиции. Отметим, что с первого раза желаемого результата не получится.

Важно помнить, что для работы с витражами у Вас должен быть острый взгляд и высокая степень аккуратности. Мелкие дефекты можно удалить, однако если их накапливается слишком много, картина приобретает довольно неряшливый вид.

Далее мы поговорим о витражных красках и о том, как создать красивый рисунок на стекле в домашних условиях.

Шаг 1

Выбираем краску

Существует 2 основных вида витражных красок. Рассмотрим особенности каждой из них.

Акриловые краски отличаются тем, что помимо акриловой смолы и различных полимеров, в их состав входит вода.

Благодаря водной основе акриловые краски:

  1. быстро сохнут
  2. не имеют запаха
  3. легко ложатся на неровную поверхность, благодаря своей густой консистенции

Однако, стоит помнить, что такие «водные» краски не рекомендуется разбавлять водой по той причине, что краситель, находящийся в их составе, может лечь не ровно, а напротив, собраться на поверхности каплями и стечь в сторону.

Сольвентные краски получили свое название благодаря нефтяному сольвенту, входящему в их состав. Такие краски рекомендуется разбавлять уайт-спиритом.

Нюансы использовния сольвентных красок:

  1. Долгая сушка (от 2-3 часов до 2-3 суток).
  2. Идеально ровная поверхность для нанесения краски.
  3. токсичность. При работе с сольвентными красками рекомендуется постоянно проветривать помещение. Их пары в больших количествах вредны для человека.
  4. Игра с цветом. Растворитель (уайт-спирит) позволяет изменить цвет от глубокого и насыщенного до практически прозрачного.

Шаг 2

Работаем со стеклом

Для идеального результата работы необходимо не только правильно выбрать витражную краску, но и подготовить саму стеклянную поверхность к покраске. Сделать это несложно, достаточно обезжирить стекло любым моющим средством, а после протереть спиртом.

Далее приступаем к выбору эскиза. Каким он должен быть?

  1. Все контуры выбранного изображения должны быть замкнуты или выделены специальной контурной пастой. Иначе цвета сольются между собой и добиться желаемого результата не получится.
  2. Рисунок без мелких элементов. «Паста» для их выделения не подойдет по причине толщины наносимого ею контура, а если не выделять такие детали рисунка, то они просто-напросто «потеряются» на общей картине.

Эскиз выбран. Приступаем к его нанесению на стеклянную поверхность. Для этого мы берем толстую непрозрачную ткань, кладем на нее желаемый рисунок и накрываем стеклом. Переносим рисунок на поверхность. Подробнее о том, как именно это сделать читайте ниже.

Совет: Чтобы стекло не сместилось во время нанесения эскиза рекомендуется закрепить его скотчем.

Шаг 3

Приступаем к покраске

Прежде всего следует нарисовать контур по уже готовому эскизу. Для этого мы обязательно надеваем медицинские перчатки чтобы не испачкаться и не испортить рисунок. Наносим краску со средней скоростью. Ошибочное нанесение контура можно легко исправить после того как он слегка подсохнет.

Советы по технике витража, — рисуем по стеклу.

Для этого используем ватные палочки, смоченные в спиртовом растворе.

Итак, контур готов. Самое время наносить краску. Важно помнить, что в зависимости от вида, витражные краски ложатся на поверхность по-разному, а значит и техника окрашивания должна отличаться друг от друга. Так, например, более густые акриловые краски следует наносить тонкой кисточкой, а сольвентные, при попадании на стекло, напротив, сами заполняют окружающую поверхность.

Шаг 4

Сушка и обжиг

После покраски витраж необходимо просушить. Напомним, что продолжительность сушки также зависит от типа краски. Чтобы ускорить этот процесс и избежать нежелательных подтеков, стеклянную поверхность лучше не перемещать до полного высыхания краски.

Отметим, что краски по способу обработки также делятся на 2 вида:

  1. Обжигаемые. Такие краски должны проходить термообработку. Для этого подойдет обычная духовка, разогретая до 150 градусов. При такой температуре витраж должен обжигаться примерно час. Витражный рисунок после такой термообработки можно мыть любыми средствами, он останется таким же ярким.
  2. Необжигаемые. Эти краски сушатся при комнатной температуре и для их закрепления достаточно использовать прозрачный лак.

Заключение

Информация в данной статье окажется полезной всем творческим людям, которые хотят прикоснуться к искусству витража и самим создать красивый узорчатый рисунок. Создание витражей позволит Вам проявить всю свою фантазию, украсить свой дом или сделать уникальный подарок друзьям и близким. Попробуйте создать свой первый витраж и с каждой новой работой вы будете совершенствовать свое мастерство и возможно со временем станете настоящим профессионалом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *