Мезенская роспись картинки

Автор: Е.

Промыслы русского севера-Мезенская роспись по дереву.

Г.

Библиографическое описание статьи:

Е. Г. // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 4. – ART 130178. – URL: http://www.kids.covenok.ru/130178.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
. , . , , , ,

Ключевые слова:
, , —

Мастер-класс для педагогов по мезенской росписи

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Санталова О.В.

Цель:

● создать условия для освоения элементов Мезенской росписи;

● формирование интереса к народным художественным промыслам России

Задачи:

● познакомить с Мезенской росписью; научить некоторым приемам росписи.

Техническое оснащение:

● глиняные горшочки,

● гуашевые краски (красная и черная),

● кисти синтетика№4,

● стаканчики с водой,

● карандаши простые

Продолжительность: 30-40 минут

Количество участников: 15-20 человек

Возрастной адресат: педагоги

На диване сидят воспитатель и ребенок, они читают сказку «Заюшкина избушка». Ребенок задает вопрос: «Оксана Викторовна, почему в сказке сильные звери не смогли выгнать лису, а петушок, которого лиса может съесть, смог сделать это?»

Ответ воспитателя:

Помнишь такое выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»? Думаю, в сказке заложен особый смысл.… И рассказывается в ней не просто о лисе и зайце, а о смене времен года.

Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима. А, кроме того, птицы — это предвестники весны, которые несут ее на своих крыльях.

Издалека доносится крик птиц.…

«Слышишь? Кажется и к нам приближается весна.»

Ребенок: «Значит, во всех народных сказках есть смысл?»

Воспитатель: «Конечно! И не только в сказках! Наши предки были очень мудрыми, даже предметы, которые использовали наши предки в быту могут рассказать свою историю.

Ребенок: «Да, я помню! Мезенская роспись, Вы рассказывали нам о ней на занятии по рисованию! Вот она!» В этой росписи тоже много разных птиц.

Ребенок берет альбом.

Воспитатель: «Посмотри, пока мы с тобой беседовали, у нас собрались гости! Давай им тоже расскажем об этой удивительной росписи, и научим их рисовать?!»

Ребенок: «С удовольствием!»

Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

Воспитатель: « Мы предлагаем расписать горшочек, который будет оберегать достаток в доме и приносить удачу».

Заготовку, необходимо разделить на полоски таким образом, чтобы в центре у нас была самая широкая полоса, в ней мы будем вписывать центральный орнамент, далее по краям внизу и вверху ее окружают полоски узкие, это орнамент неба и земли. Сначала мы с вами будем творить небо и воздух…

Прорисовываем красным цветом линии как показано на рисунке. Берем черную краску кисточку и приступаем к детальной прорисовке орнамента.

Красные линии — это небесная и земная твердь, а волнистые черные — вода, пропитавшая землю, без которой земля не родит. Да, хочется добавить, что по традиции в мезенской росписи сначала наносится весь орнамент красной краской, а только потом черной. Мы отступим от этого правила только потому, что хочется наглядно показать, как получается узор шаг за шагом.

Земля немыслима без поля. Поэтому следующий бордюр — это вспаханное и засеянное поле. Для нас это олицетворение наших трудов, а также наша способность к творчеству, созиданию. Мы ведь хотим, чтобы наша жизнь была плодотворной. Обратите внимание, что разные бордюры лучше разделять, чтобы они не сливались.

Урок по теме "Народная роспись Мезени" курса "Мезенская народная роспись"

Логично перед полем снова поместить воду, которая будет питать наши созидательные силы.

Теперь приступаем к центру нашей композиции. Да, пока не забыла, еще одно правило — низ доски, земля, всегда более нагружен, нежели верх — небо. Все как в жизни. Такая модель мира будет устойчивой, надежной. А в центре мы поместим солнце, основу всей жизни, животворящее тепло, вокруг которого собирается все живое. Это будут птицы, которые принесут нам долгожданную весну! Птица также символизирует тепло, свет, сулит урожай, богатство. Птица выполняем одним мазком с добавлением штрихов – перьев.

Заполним пустое пространство красными и черными стихийками, штрихами, звездочками. Жизнь не стоит на месте, постоянно все крутится, вертится.

Вот мы и выстроили свой гармоничный мир. По-моему это непередаваемое ощущение — быть создателем и иметь возможность сотворить вселенную на свой лад.

Наш горшочек готов! Мира и гармонии вашему дому!

3

Войти на сайт

Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамент

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

      

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

       

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке.

Как нарисовать мезенскую роспись карандашом, красками поэтапно?

Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.


Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.


Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.


Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
http://mnenie.zhulebertsyi.ru/post/21/
http://dekor.nm.ru/Mezen/Mezen.htm

Недостаточно прав для комментирования

Мезенская роспись. графический тип росписи деревянных предметов (прялок). Сложился к началу 19 в. в низовьях р. Мезени, селе Палащелье Архангельской обл. Применяемая техника – капелька, усик, штрих, спираль, листок. Основным мотивом является геометрический орнамент – солярные диски, кресты, ромбы.

Фото 1 из презентации «Роспись по дереву» к урокам изо на тему «Роспись»

Размеры: 450 х 400 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока изо, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Роспись по дереву» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива — 1479 КБ.

Скачать презентацию

Роспись

краткое содержание других презентаций о росписи

«Игрушка матрёшка» — Упирается рука в деревянные бока. Русская деревянная матрешка родилась в конце 19 века в Сергиевском посаде, Загорске. Русская народная игрушка. Матрешка. Какие игрушки были особенно популярны в то время? Матрешка стала одним из символов России. Учитель МОУ ТНОШ: Новосельцева Наталия Николаевна. Матрешка сразу же понравилась взрослым и детям.

«Роспись по дереву» — Двины, пристани Пермогорье и деревень Помазкино, Черепаново и Грединская. Применяемая техника – капелька, листок, дуга, штриховка, усик.

Мезенская роспись, Искусство детям, Знатных О., 2008

Рассмотреть наиболее известные виды росписи по дереву. Основным мотивом является геометрический орнамент – солярные диски, кресты, ромбы. Задача: Применяемая техника – замалевок, листок, дуга, капелька с поворотом.

«Русские промыслы» — Блюдо «Жар-птица». Сказка о царе Салтане. Русские народные промыслы. Тарелка. Музыканты. Набор для компота. Пастушок. Семь Семеонов (русская народная сказка). Автор: Сидоренко Жанна Михайловна Контактный телефон: 36-5-27 МОУ СОШ № 9 п. Известковый. Хохлома. Косарь. Шкатулка. Папиросница. Палех. Ах вы, ложки, да ложки, да ложки мои мои…

«Промыслы России» — Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы… Урок географии — 9 класс. Жостово. Народные промыслы центральной россии. Матрешки. Заполните таблицу. Простые по форме, а радуют взор. Хохлома. Как две радуги – брови, губы маки, пунцовый наряд И румянцем, свежее моркови, глянцевитые щеки горят.

«Деревянные игрушки» — Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Богородска игрушка. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. История богородской игрушки начинается с легенды. Начинается работа с просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки.

«Народные художественные промыслы» — «Осочки» «завиток» «капельки» «кустики». Грунтовка полуфабриката. Детские самодельные костюмы «Хохлома». Тема четверти: «Мастера и подмастерья». «Хохломская роспись» 4 класс. Роспись. Заготовка изделия. Этапы хохломской росписи. Тема года: «Секреты мастеров». Покрытие лаком. Закалка в печи. Орнамент с «ягодками» и «листочками».

Всего в теме «Роспись» 25 презентаций

Мезенская роспись — расписываем доску

Приступаем к росписи изделия: для этого вам понадобиться деревянная заготовка разделочной доски, кисти и краскакрасного и черного цветов, а так же не забудьте про линейку, карандаш и резинку.

Заготовку, необходимо разделить на полоски таким образом чтобы в центре у нас была самая широкая полоса, в ней мы будем вписывать центральный орнамент, далее по краям внизу и вверху ее окружают полоски узкие, примерно по 1 см ширинойэто орнамент земли, после них идут полоски примерно3-4 см, для изображения олений коней. Теперь в центральной части посередине чертим квадрат, в нем еще один на 1 см меньше, как показано на рисунке. Теперь будем делить наши полоски на равные части., где у нас животный орнамент пошире, где узкая полоска, можно поделить по 1 см.

Следующим этапом в нашей работе будет детальная прорисовка карандашом наших мотивов. Начинаем. Сначала, в узких полосочках наметим треугольники по тем линиям которые у нас уже есть, так делаем на всей заготовке.

Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента

Теперь начинаем рисовать оленей и коней: в орнаментальной линии намечаем середину, теперь в прямоугольниках, которые мы чертили вписываем коня. ВАЖНО ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ СТРОГО СЛЕВА НА ПРАВО. На рисунке, видно как он выглядит, остается только повторить, он пишется очень легко, главное стараться…

Между ножек оленей и коней находятся уточки они напоминают английскую букву S, только верхняя часть немного меньше нижней. Так делаем по всей доске.

Теперь переходим к центральному мотиву. Для него можно выбрать любой знак плодородия показанный в истории Мезенской росписи. В нашем ромбе еще вписаны уточки в полосе, которая получалась между 2 квадратами. Теперь по всем 4 сторонам квадрата размещаем жарптиц. Очень сложно словами описать как рисовать их, но попробуйте посмотреть на рисунке и срисовать…. Надеюсь у вас все получилось!

Теперь приступаем к работе с красками! Берем немного красной краски на палитру, разводим ее водой до нужной вам консистенции и вперед! Берем кисточку № 2 начинаем наводить тонкие линиивсе что мы ранее намечали карандашом (только горизонтальные). Намечаем треугольники, коней, уточек и оленей закрашиваем полностью. В маленьких треугольниках рисуем-примакивания. Примакивание пишется так: на круглую кистоску набираем краске, обиваем кончит кисточки о край баночки или палитры так, чтобы получился острый кончик, теперь располагаем кисть вертикально к бумагеи т олько так!, и начинаем движение кистьютоненькая линия, затем плавно начинаем нажимать на кисть (происходит утолщение линии), затем продолжаем нажим, замираем и плавно отнимаем кисточку от бумаги, при этом стараясь ее не двигать … Если коротко то получается такая формулатоненько, нажимаем, останавливаемся, поднимаем вверх.

Все! Подмалевки закончены, отставляем красную красну и берем черную, а вместе с ней самую токую кисточку, которая у нас есть. В треугольники дорисываем 2 примакивания с другой стороны от красных, в этой же полосе в верхних треугольниках пишем волнистые линии. У меня на доске показан еще один вид полоски, можно попробовать и его.Теперь у коней очерчиваем гривку, рисуем примакивания, а между ними волнистые линиинаша грива готова. Теперь рисуем вожжи, ножки-они идут с примакиваниями с обеих сторон, не забываем про глазик. Теперь рисуем хвостикэто простые прямые линии, но если вы хотите, придумайте более изящный и интересный хвост. Уточкам примакиваниями выполняем хвостик, рисуем глаз. Теперь делаем косую косичку рядом с конем как на рисунке…

Переходим к написанию оленей. Делаем рога, очерчиваем попку и делаем небольшой хвостик, с уточками все тоже самое.

Теперь рисуем центральную часть доски. В квадрате рисуем знак плодородия, какой вы выбрали, дописываем уточек, как это делали раньше. Теперь переходим к Жар-птицам. Рисуем красными и черными завитками красивый и пышный хвост, теперь короткими мазками пишем перья чередуя красные и черные мазки, теперь остается сделать хохолок и написать глаз.

Если у вас осталось место вверху доски туда можно вписать еще 2 жар-птицы.

Теперь, когда основной рисунок у нас готов, начинаем добавлять мелкие мотивы, такие как: спирали, черточки, звездочки… И смотрим что у нас получается…

Все, теперь, когда вся краска высохла, мягкой резинкой стираем карандаш, если где он остался и готовимся лакировать. Вот она готовая работа-

Мне нравиться пользоваться акриловыми красками, но можно и гуашью и темперой. Кистиэто предпочтение каждого мастера… Я люблю круглую белку "Рублев", пользуюсь чаще №2. первым редко и так все получается. Мой учитель любит колонок, а я им вообще не владею. Доску, если она плохо отшливована, можно покрыть слоем лака (жидкого ПФ), либо разбавленным клеем ПВА. Мезенская роспись по правилам расписывается ТОЛЬКО по дереву, но можно затонировать заготовку близкими к древесине цветом.

Автор материала — Зинченко Наталья, работы можно посмотреть здесь: www.livemaster.ru/rukodelica.

Другие картинки, которые могут пригодится в работе:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *