Гобелен своими руками

Гобеленовые картины — это не просто роскошь и радость для глаз. Раньше они были украшением замков. На сегодняшний момент простота домов требует компенсации в виде дополнительной роскоши и именно в этом нам помогут такие картины. О том, как сделать гобелен своими руками со схемами, подскажет наш материал.

Приступаем к работе

Гобелены способны творить чудеса, подарить душевное равновесие, теплоту и уют. Их разделяют на два вида – для улучшения интерьера (декоративные) и искусство музейного плана.




Рассмотрим мастер-класс по изготовлению гобеленовой картины на картоне в виде круга в рамке. Конечно, процесс изготовления гобелена на картоне прост, но наша задача — научиться понимать, хватит ли нашей усидчивости и терпения на изготовления гобелена.

Войти на сайт

Вырезаем плотный картон в форме круга, для этого можно использовать любую тарелку или крышку.

В произвольной форме мы нарезаем насечки на нашем картоне и закрепляем нитку с помощью узелка в одном из надрезов. Далее подгибаем нить так, чтобы все нитки проходили по лицевой стороне.



Берем иголку, лучше цыганскую. Медленно по кругу мы пропускаем нить за нитью, в одну протягиваем, другую минуем иглой — середина готова. С помощью вилки мы подбиваем пройденный ряд. Чередуя цвета, получится красивый круг. После последнего круга мы обрезаем наши петли и проклеиваем клеем, наш гобелен готов!

Картины на тканевой основе

Любая вещь сморится дорого и красиво, если она сделана с душой. В 21 веке из гобелена возможно встретить не только картины, но и игрушки, подушки.


Рассмотрим мастер-класс по изготовлению нетканого гобелена на тканевой основе. Первое, что нам понадобится — это, конечно же, хлопчатобумажная ткань, размер приблизительно 50*50 сантиметров. Крючок для гобелена, любой магазин по рукоделию поможет с покупкой данного изделия. Пяльцы и ножницы, данная вещь у рукодельниц всегда хранится в доме. Разноцветные нити, желательно не натуральные, они легче в работе, да и моль не захочет есть вашу картину. Ручка или фломастер для прорисовки рисунка на изнаночную сторону ткани.

Закрепляем ткань на пяльцах. Продеваем нашу нить в крючок, если нить не проходит, возьмите тоненькую проволоку.

При работе с гобеленовыми картинами не должно быть просветов. Поэтому следите за натяжением вашей нити и возвратно поступательными движениями медленно вводите нитку в ткань до образования петли. Помните, что он не прощает спешки.

Игла идет по рисунку строго вниз и так до конца картины. Обязательно просматривайте обратную сторону картины, на ней не должно быть скосов и перетяжек.

После выполнения рисунка картины край ее можно украсить с помощью плетения косы, набираем нужное количество петель и провязываем их по периметру. Для первой работы стоит выбрать несложный рисунок, в дальнейшем усложняя и увеличивая ваше мастерство. Чем больше петля, тем объемнее рисунок получится. Мода вводит новые тенденции 3Д гобеленов, большинство мастеров прячут свои инициалы на них.

Не вешайте картину на стену слишком высоко, ваши друзья захотят прикоснутся к ней. Положительные эмоции, эстетическое спокойствие им гарантировано.

Если рисунок был неправильным, то кусочек можно убрать с помощью ножниц. По завершению изготовления мы наносим на изнанку клей ПВА тонким слоем и даем просохнуть.

Видео по теме статьи

Обзор Схемы гобелена своими руками: как сделать объемное плетение в рамке .

Вернуться к списку статей

Красноречивые гобелены

7 Апреля 2017

Понравилось 3 пользователям

Последние несколько лет известные мировые дизайнеры и декораторы активно стали использовать в своих интерьерах гобелены – тканые ковры-картины и тяжелые покрывала.

Современные гобелены сильно отличаются от своих предшественников

Изначально под гобеленом подразумевался особый способ производства настенных безворсовых ковров: они ткались вручную из шерстяных или шелковых нитей посредством особого перекрестного плетения. Сегодня на смену ручному труду пришла автоматизация, за счет чего снизились и время изготовления, и стоимость полотен. Но наибольшую ценность по-прежнему представляют гобелены ручной работы, которые можно заказать в специализированной мастерской у современного художника или же приобрести на блошином рынке. Предметом роскоши считаются старинные гобелены, которые передаются из поколения в поколение и хранятся как семейная реликвия.

Гобелены снова вошли в моду

От Средневековья до современности

История гобеленов уходит корнями в далекое прошлое: еще в Древнем Египте было известно это ткацкое искусство. Но прообразами современных гобеленов считаются работы средневековых немецких монахов. Тканые ковры, которыми были увешаны холодные стены монастырей, использовались отнюдь не для украшения, а служили вполне утилитарной задаче, обеспечивая теплоизоляцию помещений.

К концу Средних веков начался расцвет этого искусства в Западной Европе, стали появляться мастерские, которые производили гобелены для состоятельных граждан. Изготовление ковров в то время было делом очень дорогостоящим и кропотливым: на один гобелен могло уходить несколько лет работы целой деревни. Приобретение таких изделий могли позволить себе лишь члены королевских семей и представители высшей знати.

Самые частые изображения того времени – библейские мотивы, а также сюжетные картины с изображением охоты, жизни при дворе, военных походов. Когда в южной части Европы распространялась фресковая живопись, в более холодных странах их заменой стали гобелены, позаимствовавшие у фресок как сюжеты, так и цветовые приемы.

Средневековые гобелены рассказывали о жизни людей

Старинные гобелены из Реймского собора во Франции

Центром производства гобеленов в Средние века стал Париж, там эти полотна пользовались огромной популярностью. Те, кто мог себе позволить, заказывали целую серию картин. Они использовались для украшений домов и храмов, с их помощью создавали передвижные коридоры на улицах для праздничных шествий, ими декорировали трибуны на рыцарских турнирах. Эскизы для гобеленов создавались Рафаэлем, Рубенсом и другими именитыми художниками прошлого. Сегодня большинство старинных гобеленов представлены на экспозициях в крупнейших музеях Европы.

Параллельно развитие ткацкого ремесла шло на востоке. На территории Монголии, Украины, Молдавии и России также ткались безворсовые ковры, которые использовались как в домашнем убранстве, так и в обрядовых церемониях. Они сильно отличались от европейских гобеленов: в основном их украшали цветочные и геометрические орнаменты, но технология изготовления была очень похожей.

В Россию мода на гобелены пришла в эпоху Петра I. С его подачи в Петербург были приглашены мастера по плетению и открыта первая гобеленовая мастерская. На первых российских гобеленах изображались сюжеты картин французских и отечественных художников.

С развитием фабричного производства художественный уровень гобеленов резко упал. Они перестали быть роскошью, стали доступнее для рядового населения, а изображения все чаще копировались с популярных художественных полотен.

Этнические орнаменты характерны для гобеленов Средней Азии и Ближнего Востока

Вторая волна популярности гобеленов в мире пришлась на ХХ век. Пикассо, Матисс, Дали, Кандинский – вот только несколько художников, чьи эскизы брались за основу для новых изделий. Именно тогда гобелены из прикладного ремесленного занятия превратились в составляющую высокого искусства, какой и остаются по сегодняшний день.

Гобелены делают помещение интереснее и изысканнее

Гобелены в современных интерьерах

Восточный интерьер немыслим без ковров. Они используются не только для покрытия пола, но и в качестве украшения стен, покрывал и накидок на мебель. Гобелены идеально впишутся в общую картину восточного убранства. Несколько ярких декоративных подушек, выполненных в такой технике, или же обивка кресел станут идеальным цветовым акцентом.

Мастер-класс Плетение Гобелен + МК

Интересное решение – использование гобелена в интерьере в японском стиле

Уместны гобелены и в скандинавских интерьерах, где им отводится место в качестве диванных подушек, тяжелых покрывал или настенных панно. Для этого стиля следует подбирать гобелены с простыми растительными и геометрическими орнаментами.

Часто гобелены используют для оформления каминов в современных интерьерах

Самое логичное использование гобеленов – в дворцовых интерьерах. Классические сюжеты, обрамленные богатыми рамами из натурального дерева, станут достойным завершением роскошной обстановки.

Классические интерьеры, украшенные гобеленами, смотрятся еще более роскошно

Абстрактные тканые панно дополнят обстановку любого современного интерьера, будь то контемпорари или хай-тек.

Даже в лофте гобелен может смотреться очень гармонично

Популярные изображения на гобеленах и их уместность в дизайне

Нейтральные по эмоциональности гобелены уместны в любых помещениях

  • Архитектурные сооружения, геральдические мотивы. Хорошо смотрятся в классических интерьерах, но не будут перегружать их только при достаточно высоких потолках.
  • Мифические существа. Психологи говорят, что такие изображения оказывают влияние на подсознание, поэтому им не место в спальне.
  • Репродукции известных художников. Вполне уместны в большинстве современных интерьеров, лучше всего будут смотреться в гостиной.
  • Пейзажи. Удачное место расположения – в спальне, поскольку они умиротворяют и расслабляют.
  • Натюрморты и флористические мотивы. Легкие, не вызывают перевозбуждения и неприятных эмоций, за счет чего подходят для любого помещения.
  • Абстракции делают любой интерьер оригинальным и эффектным.

Абстрактные гобелены смотрятся свежо и ярко

Возрождение интереса к гобелену не удивительно. Фактурность, цветовая насыщенность, ценность ручного труда превращают гобелен в один из наиболее ярких эмоциональных акцентов интерьера.

КАК ОФОРМИТЬ ГОБЕЛЕН

1. Гобелен в раме

Привет всем! Мне уже несколько раз задавали вопрос: «Как вставить гобелен в раму?». Пожалуй, пришло время, когда нужно об этом рассказать подробнее. Есть несколько способов, которые я Вам сейчас покажу и пусть каждый из Вас, выберет приемлемый для себя. Но об этом чуть ниже. А пока наш гобелен еще висит на станке. Его нужно срезать и подготовить к дальнейшей работе.

На обратной стороне у нас остались длинные кончики ниток, которые мы скидывали во время работы (см рис.1).


Рис.1

Их нужно обрезать, но не под самый корешок, а оставляя длину примерно в один сантиметр для того, чтобы эти нитки не вылезли впоследствии на лицевую сторону.

Кстати, обрезки от ниток можно и не выбрасывать (см рис.2).


Рис.2

Если кто то занимается еще и каким-либо рукоделием, то они вполне пригодны для набивки мягких игрушек, декоративных подушечек, коврика для Вашего любимого питомца. Такой вот мягкой игрушкой, правда купленной в магазине, играется и мой котик (см рис.3).


Рис.3

Остатки основы, которые Вы срезали, тоже не стоит выбрасывать. Их можно использовать в качестве ниток в ткачестве Вашего гобелена. Вот такое безотходное «производство».

Итак, снизу, мы оставляли некоторое расстояние от начала станка (см рис.4).


Рис.4

Такую же длину основы нужно оставить и сверху (примерно пять см) и затем срезать (см рис.5).


Рис.5

После того, как мы сняли гобелен, нужно разрезать основу, ту, которая у нас была на нижнем крае (см рис.6).


Рис.6

Вот теперь, мы должны завязать каждую пару ниточек вместе (на два узелка каждую пару). Края при этом зафиксируются и не будут распускаться. После того как мы это сделали – прогладим наш гобелен утюгом, через влажную марлю. После этого можно вставлять работу в рамку.

Первый способ самый простой. Можно сказать, для самых «ленивых»
В кавычках, конечно. Нельзя назвать человека ленивым, если ему хватило терпения сделать гобелен своими руками. Просто этот способ самый легкий.
Правда, хочу Вам сказать, что мне он не нравится. Он не нравится и тем, кто занимается этим всерьез. Не нравится ценителям гобелена. Не нравится и работникам Галереи.

Это так, для себя. Для начала.

Берем обыкновенный листик ДВП и вырезаем под размер рамы. Затем проклеиваем его с одной стороны (но негустым слоем, чтобы исключить выход клея на лицевую сторону) и прикладываем к нему наш гобелен.

Чтобы он приклеился ровно, нужно положить его под пресс.

Для этого нужно взять еще один листик того же ДВП или то, что есть под руками и накрыть им гобелен. Сверху, конечно, положить груз (см рис.7).


Рис.7

Если нечем накрыть, то можете просто положить его лицевой стороной на пол или стол и сделать тоже самое.

Выдерживаем до полного высыхания и вставляем в раму. Для того что бы Ваш гобелен выглядел красиво, с обратной стороны его нужно заклеить листом картона.

Второй способ сложнее и применяется в основном для больших размеров гобелена. Работа сначала закрепляется на подрамник, а затем просто вставляется в раму. В этом случае, Вы, или будущий хозяин всегда смежите заменить ее под свой интерьер, вытащив подрамник вместе с картиной из рамы. Хотя и есть небольшой минус. Себестоимость работы немного возрастет. А еще, придется соблюдать одно эстетическое правило.

Так как подрамник должен быть крепким и не искривляться при натяжке гобелена, (либо холста) он будет иметь определенную толщину бруска.

А рама, как правило, не такая широкая по высоте. Вот, в результате этого он (подрамник) будет виден из под рамы и возможно намного.

Для того, что бы этого не получилось, можно применить раму с другим профилем, который будет полностью закрывать подрамник (см рис.8).


Рис.8

В этом случае у Вас все будет красиво.

Третий способ самый хороший, но и самый трудный. Таким способом пользуюсь и я. Для этого нам понадобятся маленькие гвоздики и небольшой молоточек.
Сначала мы прибьем по одному гвоздику по каждой стороне, тем самым немного закрепим гобелен в раме.

Затем, потихонечку начнем закреплять его дальше. При этом необходимо постоянно посматривать на лицевую сторону и следить за тем, что бы картинка не перекосилась.

Как оформить гобелен?

Это будет происходить в любом случае, поэтому в том месте, где есть перекос, мы либо подтягиваем, либо немного отпускаем и в таком положении фиксируем гобелен гвоздиком.

Это конечно можно было показать на «живом» гобелене, но к сожалению из-за фактуры данного и всяких там узелков Вы просто не увидите гвоздика.
Поэтому я покажу Вам вот на такой картинке (см рис.9).


Рис.9

По окончании этой работы, наш гобелен должен быть натянут в раму почти как кожа на барабане.))) При этом нужно помнить: рама должна быть хорошо склеена и желательно зашипована на углах. А так же иметь достаточную ширину. В противном случае гвоздики пробьют ее насквозь!!!

Для того, что бы Ваша работа радовала Вас или кого-то еще долгие годы, необходимо предохранить его от всякого рода вредителей. Самой распространенной из таких гадостей является моль.

Можно использовать несильно пахнущие спецсредства, а можно применить самый доступный способ. Взять соляной раствор и промазать им весь гобелен с обратной стороны.

Ну а теперь окончательный аккорд. Берем плотный картон. Промазываем его и раму клеем. Накладываем на обратную сторону рамы и приклеиваем (под пресс.) После высыхания, прибиваем степлером веревочку, чтобы можно было повесить его на стенку. И, конечно же, подписываем свое авторство. В надписи должны упоминаться материалы, из которых сделан Ваш гобелен, название и т.д.

Например:
Гобелен «Осень» 50х50 см.
Ручное ткачество. ( авторская техника) (гладкая или смешанная техника)
Шерсть, хлопок, лен………
Город.______ 200_ г.
Ф.И.О. автора.

Гобелен готов. Теперь его можно повесить на стенку, подарить, или продать)))

2. Гобелен без рамы

Гобелен без рамы – ковровая техника. Намного сложнее, чем обычная.
Для этого нужно практика и специальный молоток, которым прибивают нити.

Думаю, что когда-нибудь я расскажу Вам и об этом.

А пока мы все сделали как обычно, с одной лишь разницей. У нас не будет рамы.

Начинаем украшать наш безрамный гобелен самым традиционным и распространенным способом – кистями (бахромой).

Делается это так:

Берем обыкновенный крючок для вязания, прокалываем им гобелен. Втаскиваем нить и затягиваем узелок, так, как показано на картинке (см рис.10).


Рис.10

И так до конца. Нитки для кистей, лучше всего брать под цвет гобелена.
Например, так (см рис.11).


Рис.11

Кисти можно обрезать так, как Вам больше нравится.

Затем берем рейку, обкручиваем ее нитками и закрепляем сверху гобелена.
С помощью этой планки, мы и будем его вешать на стену (см рис.12).


Рис.12

Вот, наверное, и все.
Желаю удачи и радости в Вашем творчестве!!!
Сергей С.

При копировании материала, ссылка на сайт Gobelen-master.su обязательна. Все равно увижу)))))

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 250 мм, то рама должна быть примерно 750 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена.

Совет 1: Как ткать гобелен

Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

 Вам понадобится:

• небольшая деревянная рама 750 500 мм;
• льняные и шерстяные нитки;
• ножницы;
• вилка;
• полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 50 мм;
• полоски газетной бумаги размером 5 70 мм.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму).

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.

Рама с подготовленной основой.

Плетение заработки.

Прибивка нитей утка с помощью вилки.

Крепление ворса к нитям основы. ( такой узел применяют в ковроткачестве)

Подстригание ворса после закрепления. ( примерно так же стригут ворс на ковре)

Пасма — небольшой моток шерстяной нити. ( удобнее использовать коклюшки с острым концом)

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 50 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой — так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая — нечетные, и так далее.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места — его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.

Начало работы новым утком.

Прокидка очередной нити утка.

Использование в качестве утка полоски газетной бумаги.

Продевание пасмы сквозь основу.

Последний узелок и гобелен готов.

Косичка прибивается к заработке обыкновенной вилкой.

Срезание готового гобелена с рамы.

Оформление краев гобелена бахромой.

Освоив метод простого полотняного переплетения, перейдем к ворсу. Ворс крепится на основу двойным узлом. Следует отметить, что после ряда ворса необходимо проложить один-два ряда обычного утка, чтобы защитить ворс от распускания. После прокладки нескольких рядов ворса, его можно подрезать ножницами до нужной длины согласно вашему замыслу.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.

Если вы захотите изменить или сделать еще оригинальнее фактуру гобелена, утком может послужить все, что угодно: газета, лоскуты материи, капрон, проволока.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается "косичка". Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам.


Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка


"Косичка" — переплетение нитей из первого и второго слоев основы — образует верхний и нижний края будущего гобелена


Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка


Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры


"Паласная техника" — завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Другие Мастер-классы из рубрики

MamBa
Курск

Схемы фенечек

узкие и широкие фенечки из ниток

Екатерина Балагурова
Санкт-Петербург

Как сплести коврик своими руками

Бытует мнение, что сплести коврик — это очень сложно. К тому же нужно специальное оборудование, которое стоит не мало. Однако это не совсем так. Чтобы соткать наш коврик дорогого оборудования не надо. Для этого можно воспользоваться простым картоном. Предлагаем подробный фото мастер-класс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *